Главная Архив за 2012 год Номер за август 2012г. Основы православной культуры в светской школе
Основы православной культуры в светской школе Печать E-mail

С 1 сентября 2012 года во всех четвертых классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации вводится комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Конкретно, в Тульской области этот курс будет изучаться в 521 средней школе. К реализации этого проекта будет привлечено более 450 педагогов. Следует отметить, что в рамках преподавания курса не предусматривается обучение религии. Курс является светским и никакого «миссионерского» характера преподавание ОПК или участие Церкви в его обеспечении носить не может. ОПК свободно выбирают родители школьника или он сам, тем самым заявляя желание приобщаться к традициям и культуре, сохраняемым в Русской Православной Церкви. Семьи и школьники, которые не выражают принадлежности или предпочтительного отношения к Русской Православной Церкви, могут избрать для изучения как ОПК, так и другие учебные предметы духовно-нравственной направленности, в том числе предмет по истории религий, основанный на нерелигиозных мировоззренческих подходах к религии.
Изучение религиозных культур и светской этики проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних учеников. Это положение налагает на родителей и самих учащихся особую ответственность. Безразличие в этом вопросе рано или поздно обернется трагедией как самой личности человека, так и семьи, и всего государства. Именно родителям предоставлено исключительное право выражать свои требования по наполнению и качеству образования своих детей. Самоотстранение родителей от формирования образовательного заказа, требования его исполнения и контроля за ним ставит самих детей в ситуацию риска от плодов недоброкачественного воспитательного и образовательного процесса.
Решение о введении курса «Основы религиозных культур и светской этики», было принято Президентом Медведевым Д. А. на встрече с лидерами традиционных религий России 21 июля 2009 года. В своем обращении Президент отметил: «Новая школа в России - это школа, построенная на устойчивом основании отечественных духовно-нравственных и педагогических традиций, приобщающая детей к духовной культуре и морали народов России, российского общества, строящая свою учебную и воспитательную работу в тесной связи с семьями учащихся, местным сообществом, в том числе традиционными религиозными организациями».
Курс состоял из модулей: Основы православной культуры, Основы иудейской культуры, Основы исламской культуры, Основы буддийской культуры, Основы мировых религий и Основы светской этики. В течение трех последующих лет проходила апробация нового курса в 21-м регионе России. Главное внимание в ходе эксперимента было обращено к преподаванию Основ Православной культуры. Тульская область в число экспериментальных регионов не входила. Однако это не следует воспринимать как негативную оценку региона. С твердой уверенностью можно констатировать, что в Тульской области накоплен богатый опыт преподавания ОПК, который в той или иной форме преподается в каждой третьей школе. По данным мониторинга, значительная часть родителей тульских учащихся выбрала модуль «Основы православной культуры».
Значимость данного предмета особо явствует из слов Святейшего Патриарха Кирилла, сказанных на епархиальном собрании г. Москвы: «Введение Основ православной культуры - один из важнейших вопросов повестки дня церковно-государственных отношений, имеющий в значительной мере решающее значение для судьбы отечественного образования и напрямую затрагивающий интересы миллионов родителей и их детей». Принимая на себя ответственность за духовно-нравственное состояние личности нынешнего и последующих поколений наших соотечественников, Русская Православная Церковь призывает к выбору «Основ православной культуры». Выбор «Основ православной культуры» обусловлен значением Православия для формирования российской государственности и культуры. Понять отечественную историю, литературу, искусство, все то, чем жили наши предки и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте православной духовной традиции.
Изучение «Основ православной культуры» приобщает подростка к подлинному духовному богатству и пониманию истинного смысла жизни. Русская Православная Церковь заинтересована в том, чтобы как можно больше семей в нашей стране, имеющих православные корни в своей семейной истории, православных предков избрали для изучения их детьми Основы православной культуры. Чтобы эти семейные традиции восстанавливались и продолжались, не говоря уже о той части российского общества, которая тесно связана с Церковью, ведет церковный образ жизни. Право на изучение Православия не по критическим сочинениям атеистов-религиоведов, а так, как оно понимается и сохраняется в Церкви, и приобщения своих детей на добровольной основе к духовно-нравственной культуре и ценностям Православия - неотъемлемое право граждан России. В этом отношении уже ведущееся во многих регионах и школах преподавание учебных предметов по православной культуре, и преподавание ОПК - это не «подарок» Церкви или православным верующим, а удовлетворение образовательной потребности существенной части граждан, семей в Российской Федерации.
Правовую базу преподавания ОПК в школе определяют следующие документы: Конституция Российской Федерации (ст. 13,14, 19), положения Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, положения Конвенции «О правах ребенка», Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и иных правовых актах. Рекомендации Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Основой конструктивного взаимодействия Белевской епархии с государственной властью в регионе является Соглашение о сотрудничестве органа управления образования субъекта РФ и Белевской епархией РПЦ (МП), а также Договор сотрудничества с институтом развития образования. Важным основанием является участие в работе Координационного совета при администрации региона по развитию духовно-нравственного образования. Особая роль в деле развитии духовно-нравственного образования отводится отделу религиозного образования и катехизации Белевской епархии.
Реализацию данного проекта предстоит осуществлять светским учителям. Отдельно следует отметить, что преподавать ОПК могут и священнослужители при наличии у них педагогического образования. Требования к светским учителям следующие - они должны иметь необходимую квалификацию и пройти соответствующую подготовку. В идеале - преподаватель ОПК должен сам по своему внутреннему убеждению быть Православным. Знать, любить, ценить Православное  наследие и иметь искреннее желание разделить духовный опыт со своими воспитанниками. К великому сожалению, в реальности таких подвижников в педагогическом сообществе немного. Недопустимо привлекать к преподаванию тех учителей, которым сам курс ОПК безразличен или в крайней степени враждебен по их внутреннему убеждению. При явных признаках того, что назначенный учитель по ОПК сам далёк от православной традиции, не разделяет основных ценностей Православия, тем более, если он выступает с антицерковных позиций, именно религиозная часть родителей имеет возможность добиваться его замены, назначения на эту должность человека, который не только подготовлен к ведению ОПК, но и сам уважает и принимает ценности православной культуры. Родители могут потребовать, чтобы кандидатуры учителей ОПК не назначались администрацией, а рассматривались и обсуждались в органах школьного самоуправления, на школьных советах, конференциях, по крайней мере, на родительских собраниях в классах, чтобы выбор таких учителей был согласован с родителями учащихся. На таких собраниях родители сами или с участием представителей епархии могут высказаться по предлагаемым кандидатурам учителей, принять или отвергнуть какие-то из них, предложить свои кандидатуры.
В помощь и поддержку учителей ОПК предусмотрена возможность повышения квалификации по данному предмету в институте развития образования. Общецерковная точка зрения по этому вопросу заключается в следующем: участие представителей Церкви в подготовке учителей по ОПК в региональном учреждении повышения квалификации должна быть обязательной, и данная работа в этом направлении должна постоянно совершенствоваться. Церковь должна иметь возможность принимать участие в аттестации учителей ОПК и вместе с родительским сообществом координировать его дальнейшую педагогическую деятельность. Для содействия учителям ОПК предполагается создание районных методических объединений, сети православных библиотек, консультативных центров.
Ответственность за практическое осуществление преподавания ОПК в школе лежит на родителях. Поэтому работа с родительской общественностью в пределах Белевской епархии является первоочередной.
Родителям при выборе предмета «Основы православной культуры», целесообразно было бы обратить внимание на то значение, которое имело христианство для формирования всей европейской цивилизации, а православное христианство для формирования русской цивилизации, государственности и культуры в нашей стране. Курс ОПК имеет многочисленные межпредметные связи с содержанием основных школьных гуманитарных дисциплин: русского языка, литературы, истории как всеобщей, так и особенно историей России. И всё-таки главное, что даёт выбор родителями, семьей учебного предмета по Основам православной культуры - это возможность систематического изучения и приобщения ребёнка к православным христианским нравственным и культурным ценностям, истории и культуре Русской Православной Церкви,
Конечно, Церковь заинтересована в том, чтобы как можно больше семей в нашей стране, имеющих православные корни в своей семейной истории, православных предков избрали для изучения их детьми Основы православной культуры. Чтобы эти семейные традиции восстанавливались и продолжались. Не говоря уже о той части российского общества, которая тесно связана с Церковью, ведет церковный образ жизни. Также родители должны сознавать, что их обязанностью является выяснить и ясно представлять себе, кто и что будет преподавать их ребёнку по ОПК в школе. Надо ознакомиться с пособием, познакомиться и с учителем, который будет вести ОПК, выяснить его личное отношение к предмету, квалификацию, а при возможности уровень и качество знаний им православной христианской традиции. Здесь особая ответственность ложится на церковные семьи, церковных родителей, которые могут и должны помочь другим родителям из своего класса или своей школы сориентироваться.
Как уже отмечалось, родителям следует проявлять активную гражданскую позицию заказчика содержания общего образования, в частности заказчика преподавания учебных дисциплин духовно-нравственной, воспитательной направленности. Введение преподавания ОПК в рамках обязательной части школьной программы требует большей самоорганизации родительского коллектива в школах, а также взаимодействия епархии с родителями школьников.


Протоиерей Геннадий Степанов,

руководитель Отдела религиозного образования

и катехизации Белевской епархии