Главная Архив за 2012 год Номер за июль 2012г. Последний настоятель Смоленской церкви с.Бунырева – священник Петр Григорьевич Воскресенский (1870-1931)
Последний настоятель Смоленской церкви с.Бунырева – священник Петр Григорьевич Воскресенский (1870-1931) Печать E-mail

В наши дни село Бунырево Алексинского района является курортной зоной, популярным местом отдыха и развлечений. Однако было время, когда Бунырево славилось как святое место. Здесь в живописной, богатой лесом местности в одной версте от притока Оки реки Вашаны, в древности (еще в первой четверти XVII века) был мужской Бундырев монастырь. В 1764 г. при Екатерине II он был упразднен. От монастыря осталась каменная Благовещенская церковь, ставшая с тех пор приходской и переименованная в 1794 г. в честь Смоленской иконы Божией Матери. Святыней храма была чудотворная Смоленская икона Пресвятой Богородицы. Почитание ее (видимо, обусловившее переименование церкви) было связано с избавлением жителей Алексина и близлежащих сел от моровой язвы, свирепствовавшей в конце XVIII столетия в соседних уездах Тульской губернии.
Промыслом Божиим последним настоятелем этого святого храма и было суждено стать священнику Петру Григорьевичу Воскресенскому.
1 июня 1870 г. в семье священника Никольской церкви с. Ненашева Алексинского уезда Григория Петровича Воскресенского (1845 - 1918) и его жены Параскевы Георгиевны (в девичестве Успенской, 3 окт. 1852 г. - ?) родился первенец, названный в Святом Крещении Петром. Кроме него у супругов впоследствии родилось еще девять детей: Михаил, Анна, Екатерина, Параскева, Николай, Александра, Алексий и Мария.
Священник Григорий Воскресенский являл собой образец православного пастыря. Его неустанные труды по храмостроительству и народному просвещению были отмечены не только церковными наградами, но и Высочайше пожалованным орденом св. Анны 3-й степени, что было крайне редким случаем в среде сельского духовенства.
Добрый пример отца-священника, очевидно, не оставил в душе Петра Григорьевича сомнений в выборе жизненного пути. По окончании Духовного училища Петр поступил в Тульскую Духовную семинарию, полный курс обучения которой завершил по второму разряду в 1893 году. По окончании курса, в ожидании священнической вакансии в течение двух лет (до 1895 года) он был учителем и законоучителем в Буныревской земской школе. Видимо, в это время Петр Григорьевич сочетался браком с девицей Анной.
В 1895 году Петр Григорьевич был рукоположен во священника к Покровской церкви села Андреевка Ефремовского уезда, где состоял законоучителем при Андреевской земской школе. А с 1 сентября 1903 года по 15 мая 1904 года он также трудился законоучителем в Андреевской Министерской школе.
В 1904 году безвременно умер служивший в Смоленской церкви села Бунырево Алексинского уезда младший брат Петра Григорьевича священник Михаил Григорьевич Воскресенский. О. Петр подал прошение о перемещении его на освободившееся место, поближе к родным. Прошение было удовлетворено.
Новое место служения священника Петра Воскресенского - село Бунырево - располагалось в пяти верстах от г. Алексина. Приход образовался из прежних монастырских крестьян и к началу XX в. состоял из села Бунырева и деревень Иншино, Кащеево, Мясоедово и Погиблово. Приход был большим. Так, в 1914 г. в нем числилось 632 мужчин и 759 женщин.
Как уже упоминалось, особо чтимой святыней буныревского храма была чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Ввиду многочисленных благодеяний, являемых Царицей Небесной через этот святой образ, с 1872 г. в Алексине утвердился благочестивый обычай приносить Смоленскую чудотворную икону торжественным крестным ходом из Бунырева в город под день десятой пятницы по Пасхе.
«По воспоминаниям старожилов, под день десятой пятницы по Пасхе в Бунырево направлялась представительная делегация алексинцев. А в самом городе готовились к торжественной встрече иконы. К 16 часам все собирались в сосновом бору у Крутого верха. Крестный ход шествовал вначале по берегу Оки, а затем лесом до Жаренского источника, где была первая остановка, и совершался водосвятный молебен. Сам источник также был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери и всегда почитался как чудотворный. Далее крестный ход вступал в город и был встречаем звоном колоколов всех алексинских храмов. Магазины, торговые и ремесленные лавки были закрыты, и в городе воцарялось праздничное настроение. По прибытии иконы в Успенский собор начиналось торжественное богослужение. Со следующего дня и в течение всей последующей недели чудотворную икону носили по домам горожан и служили молебны. Свои дома жители Алексина празднично украшали цветами, делали из травы по ходу иконы дорожки, а сам образ покрывали вышитыми полотенцами. По завершении торжеств икону провожали обратно в Бунырево. В праздник Смоленской иконы Божией Матери, 10 августа, духовенство и жители Алексина ходили чествовать чудотворный образ в село Бунырево».
Несомненно, что священник Петр Воскресенский, будучи более четверти века (с 1904 по 1930 гг.) настоятелем буныревского храма, принимал в торжествах в честь богородичной иконы самое активное участие.
В приходе действовали две школы: земская в Буныреве (с 1862 г.) и церковноприходская в Мясоедове. В них с 1 сентября 1904  года о. Петр исполнял должность законоучителя.
Благочиннический надзор отмечал «отличное» поведение буныревского священника. Пастырские труды о. Петра были отмечены священноначалием Тульской епархии: 16 декабря 1905 года он был награжден набедренником, 30 мая 1912 года -  скуфиею, а 15 марта 1917 года -  камилавкою.
Со временем в семье Петра Григорьевича Воскресенского и его супруги Анны Петровны родилось одиннадцать детей: Надежда, Варвара, Анна, Димитрий, Зинаида, Сергий, Алексий, Николай, София, Александра и Владимир. Семья священника проживала в собственном доме, находившемся на церковной усадебной земле.
Земельных угодий при буныревской церкви было 36 десятин. Однако никакого дохода для пропитания священноцерковнослужителей земля доставить не могла, так как была по качеству своему вся песчаной и каменистой, «для хлебопашества совершенно неудобной». Так, в 1914 году доход священника составился из жалования от казны - 294 рубля, процентов с капиталов вечного вклада -13 рублей 8 копеек и кружечных доходов -200 рублей 18 копеек. Итого 507 рублей 26 копеек.
Революцию 1917 года о. Петр Воскресенский встретил в Буныреве. Можно с уверенностью предположить, что гонения, проводимые безбожной властью, не обошли стороной буныревскую церковь и ее священника. По статье 65, п. «г» Конституции 1918 г. как священнослужитель о. Петр был лишен гражданских прав. Лишенцами стали и члены его многочисленной семьи.
В мае 1922 года в Русской Церкви произошел обновленческий раскол, и в том же году в августе в Туле была образована обновленческая епархия. Большинство тульского духовенства уклонилось в обновленчество (около 86 %). Известно, что в середине 20-х годов обновленцами были младшие братья священника Петра Воскресенского - священники Николай (с. Никитино, Алексинского уезда) и Алексий (с. Березовка Алексинского уезда).
Имя свящ. Петра Воскресенского упоминается в биографическом справочнике «За веру Христову», составленном С. В. Суворовой. В аннотации на книгу говорится, что «в справочник не вошли сведения о тех, кто отрекся от православной веры или перешел в обновленческий или григорианский расколы». Несмотря на это, известно, что о. Петр некоторое время все же пребывал в обновленчестве.
Однако, после июльской Декларации Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Старогородского) начался процесс массового обращения из раскола. Так, в мартовском номере обновленческих Тульских Епархиальных ведомостей за 1928 год указывалось, что «синодальных церквей обновленческих в епархии 455, тихоновских 338» (с. 5),т. е. соответственно 57 и 43%.
В № 1-2, 1928г. обновленческих Тульских Епархиальных ведомостей в разделе «Перемены по службе» сообщалось, что «запрещен в священнослужении священник с. Бунырева Алек. у. Петр Воскресенский 23 декабря» (с. 10). Зная о благочестивой жизни буныревского священника, можно с уверенностью полагать, что обновленческое ТЕУ запретило о. Петра именно за возвращение его из раскола в Православную Церковь.
В 1929 году гонения, не затихавшие вполне и раньше, резко усилились. «Постановление ВЦИК СССР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. и октябрьская (1929 г.) инструкция НКВД отрицали все права Церкви как юридического лица. Нововведением стала обязательная регистрация религиозных объединений и их членов, причем местные органы власти могли отказывать в регистрации и тем, и другим без каких-либо объяснений».
Таким образом, например, процедура закрытия храмов значительно упростилась. Для этого было достаточно под разными предлогами удалить служащего священника (если он не хотел сделать это по собственному желанию, то насильно) и отказать в регистрации новоназначенному священнослужителю. Храм, в котором не совершаются службы, то есть не используемый по назначению церковной общиной, подлежал закрытию.

А. С. Горбачева (Троицкая), двоюродная праправнучка

свщ. Петра Воскресенского
Продолжение следует