Образ святых небесных покровителей земли алексинской. Печать

В течение 2008-2009 годов в нашей мастерской был написан образ святых небесных покровителей земли алексинской. Предлагаемый Вашему вниманию текст является комментарием к нему, своего рода «пояснительной запиской», словами передающий содержание и анализ форм живописного образа. Надеюсь, этот опыт будет полезен для осмысления современной феноменологии иконописания и иконопочитания, стремящихся соблюсти каноничность. Это многозначное и глубокое понятие следует рассматривать, начиная с буквального смысла-соответствия канонам-постановлениям церкви, как относящимся к вероучению, так и касающимся устройства церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества. Определяющим для иконопочитания и иконописи является учение VII Вселенского собора. Его орос  даёт методологическую основу для передачи посредством слова смысла и содержания иконы и всего, с ней связанного. В оросе среди прочего есть важные для нашей работы рассуждения о соотношении Священного Писания и христианской иконы: они взаимно друг друга объясняют  и доказывают взаимно друг друга .

Если Священное Писание – высшее проявление слова, самый авторитетный текст христианства находится в такой связи с иконой, то, тем более, принцип, сформулированный в оросе VII Вселенского собора, относится к другим видам авторитетного для Церкви текста (богословские и аскетические трактаты, проповеди, богослужебные книги). Отцы VII Вселенского собора определили полное равенство в ценности и содержании словесных текстов и изображений. В актах Собора поэтому находятся следующие утверждения: «Живописцы не противоречат Писанию, а напротив, что говорит Писание, то и они представляют, так что они бывают согласны с написанным». Иконы имеют одинаковое значение с Евангелием. Итак, в учении VII Вселенского собора о взаимосвязи слова и образа, Писания и иконы принципиально важны следующие положения:
1. Слово и образ, текст и икона имеют одно содержание, различаясь формой.
2. Слово и образ, текст и икона не только взаимно дополняют и объясняют друг друга. В их единстве, как единстве различных форм, тождественное содержание получает наиболее адекватное выражение. Одна из форм (или икона, или текст) по сравнению с их единым свидетельством доносит содержание менее совершенно. Поэтому для лучшего понимания содержания христианства в целом и частностях необходимо обращаться к обеим формам свидетельства – иконе и тексту.
Прежде чем приступить к описанию и анализу иконы святых небесных покровителей земли алексинской, необходимо отметить характер трудов, которыми создавался образ. Он вполне соответствует тому типу творчества, который определен отцами VII Вселенского собора и назван исследователями иконы ХХ века «соборным». В деяниях VII Вселенского собора указано: «Они (т.е. св. отцы. – Ю.З.) …сооружая честные храмы, ставили в них  иконы…Значит, иконописание есть изобретение и предание их (т.е. св. отцов. – Ю.З.), а не живописца. Живописцу принадлежит только техническая сторона дела, а самое учреждение очевидно зависело от святых отцов.» Слово «учреждение» в Деяниях обозначено греч. diatazis, которое о. Павлом Флоренским переводится как построение, композиция, вообще художественная форма; но существует и еще одно его прочтение: расположение, духовное настроение. Таким образом, VII Вселенский собор первенствующее значение в иконописании придаёт святым отцам. Они видят и формулируют содержание иконописных образов, передают это знание иконописцам. Задача иконописца в связи с таким пониманием иконописания –  как можно точнее, без искажений выразить переданное ему. В Деяниях VII Вселенского собора указаны два участника создания иконного образа (иконописания) –  святые отцы и живописец. Патрология указывает такие признаки святых отцов, которые исключают их из непосредственного общения с современными иконописцами. Competens antiquitas, компетентность почтенная,  почтенная древность вместе с аpprobatia ecclesiae апробацией Церковью выводят святых отцов из настоящего времени, в котором бытийствует иконописец. Значит, непосредственное общение современного иконописца и святых отцов невозможно. Только с помощью различных посредников иконописец может воспринять то, что передано отцами. Конечно, среди этих посредников на первом месте то, что выражает предание отцов –  их письменные произведения и иконы, воплощающие то же содержание. С помощью священноначалия, наделенного благодатными дарами учительства и истолкования, иконописец принимает в Церкви святоотеческое предание. Поэтому Поместный собор Русской Церкви 1551 года, Стоглавый, ставит иконописцев под контроль  епископов. «Да в царствующем граде Москве и по всем градам по церковному совету митрополитам и архиепископом и епископом бречи о многоразличных церковных чинех паче о святых иконах и живописцех и о прочих церковных чинех по священным правилом как им подобает быти».   «Архиепископам и епископам по всем градам и весем  и по монастырем в своих пределах испытовати иконных мастеров…».  Не вдаваясь в подробный анализ сути предписываемого Стоглавом контроля иконописцев архиереем, отметим саму необходимость его, полагаемую собором. Неизученным является воплощение этих решений на практике, мы не знаем, как в действительности епископы заботились об иконописцах и испытывали их. Но сами понятия испытания и заботы об иконописцах вводят епископов в процесс иконописания наряду со святыми отцами и живописцами (иконописцами). Участие в иконописании нескольких лиц, принадлежащих к различным служениям и положениям в Церкви, таким образом, канонически постулируется. Множественность создателей иконного образа и их согласованность в творении образа раскрывает одну из составляющих понятия соборности иконописи. Сегодняшняя практика Русской Церкви являет в отношении контроля  иконописцев священнослужителями совмещение архиерейского и иерейского попечения. Функции испытания и заботы об иконописцах чаще всего осуществляет  священник, так как он является духовником и заказчиком иконописца, совершает чин освящения новонаписанных икон, высказывает суждения об их качестве.
Предание православной Церкви и в теории, и на практике, и в самом техническом процессе создания образов сохраняет соборность иконописи. «Икона, даже первообразная, никогда не мыслилась произведением уединенного творчества, она существенно принадлежит соборному делу Церкви, и, даже если бы по тем или иным причинам икона была от начала до конца написана одним мастером, то какое-то идеальное соучастие других мастеров подразумевалось». В большей степени соборность иконописи очевидна при «разделении труда», участии в написании образа нескольких иконописцев. «В иконе главное дело – в незамутненности субъективным соборно передаваемой истины; и если вкрадывающиеся субъективные трактовки будут в иконе взаимно уравновешены, если мастера будут взаимно поправлять друг друга в непроизвольных отступлениях от объективности, то это-то и требуется».
Таким образом, на основании канонических определений Церкви и её предания соборность иконописи заключается:  
1) В сфере содержания. Авторство принадлежит соборному разуму Церкви, а не индивидуальному замыслу художника-иконописца.
2) В сфере формы соборность проявляется изобразительным каноном, то есть совокупностью приемов и правил художественного языка, которым передаются образы. Изобразительный канон присутствует в традиции иконописи, которую воспринимает иконописец даже в случае индивидуальной практики или обучения.
В случае с иконой  святых небесных покровителей земли алексинской с самого начала её создания были соблюдены условия, позволяющие считать её актом соборного творчества. Обратимся к содержанию. Иконография соборов святых достаточно распространена в православной иконописи ещё со средневековья. Собор святых двенадцати апостолов встречается уже в доникейском периоде. В дальнейшем, с появлением в литургическом обиходе Церкви праздников соборов святых той или иной местности, иконография обогащается соответствующими композициями. Особенно показательными являются обстоятельства появления иконографии Собора Всех святых в земле Российской просиявших. Поместный собор Русской Православной Церкви постановил во второе воскресенье после Пятидесятницы молитвенно вспоминать и чествовать святых Русской Земли, написать соответствующие богослужения и иконы. Труды по созданию службы святым и написанию их иконы осуществлялись одновременно и во взаимосвязи. Священноисповедник епископ Ковровский Афанасий (Сахаров), по поручению собора составлявший службу святым, окончил её к 1953 году. Иконописец М.Н.Соколова, в монашестве Иулиания, по благословению владыки Афанасия в 30-е  годы углубленно работает над иконой Собор всех святых в Земле Русской просиявших. Тщательно изучая житийный и иконографический материал, воспринимая тем самым традицию, она находит для каждого святого соответствующую иконографию, особенно заботясь о точном подобии ликов. Первая икона была создана как келейная для владыки Афанасия в 1934г., и по её образцу создавались последующие списки... В иконе святых небесных покровителей земли алексинской применено похожее композиционное решение. Пространство в иконе разделено на три регистра, расположенных друг над другом. Верхний занимает ряд с иконой Троицы в центре, средний –  ряд святых, в земле алексинской просиявших, нижний – изображение града Алексина со всеми существующими и существовавшими храмами. Это – Троицкий на Боровском кладбище, новый и старый Успенские соборы, Предтеченский храм, Свято-Никольский храм. Образ Алексина передан не только с помощью изображения храмов, но и благодаря таким особенностям его ландшафта, как река, берег, бор, одноэтажная и малоэтажная застройка. Восприятием принципов построения композиционного пространства наша икона получает преемственность с образами монахини Иулиании и тем самым продолжает традицию, ею самой и её учениками развитую. Иконы соборов Ярославских, Владимирских были написаны монахинею Иулианией, а Сибирских, Эстонских, Тульских –  по образцу Всех Святых в земле Российской просиявших. Примечательна связь установления праздника Собора Тульских святых, а значит и такого элемента их почитания и прославления, как их икона, с   духовным наследием святителя Афанасия (Сахарова), по благословению которого монахиня Иулиания написала первые иконы Собора всех святых в Земле Русской просиявших. Епископ Тульский и Белевский в 1986—1989 годах Максим (Кроха), по инициативе которого был установлен праздник Тульских святых, оставил в своем дневнике свидетельство, что  одним из источников составления их списка был синодик подвижников благочестия Русской Православной Церкви. Его владыке Максиму подарил архимандрит Иннокентий (Просвирнин).
Соборное начало проявилось и при выборе святых для нашей иконы. Он осуществлялся в сотрудничестве настоятеля Свято-Успенского храма города Алексина протоиерея Геннадия Степанова, публициста и историка К.Ю. Гостюхина,  Попова А.С,  выпускника кафедры теологии ТулГУ  И.В. Лобанчикова, чья дипломная работа посвящена  Собору тульских святых.
На иконе  святых небесных покровителей земли алексинской изображено 42 святых Православной Церкви. В верхнем  ряду, обращенном к изображению  Пресвятой Троицы, помещены святые   Архистратиг Божий Михаил,  пророк Иоанн Предтеча, пророк  Илия,  первоверховные апостолы Петр и Павел, святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, великомученик Георгий Победоносец, бессребреники Косьма и Дамиан Римские, мученики Адриан и Наталия, великомученица Параскева Пятница, великомученица Анастасия Узорешительница, преподобный Сергий Радонежский, мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, благоверный князь Александр Невский, страстотерпцы царь Николай, царица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия. В честь этих святых в городе Алексине и районе освящены храмы и престолы.
В среднем ряду в центре изображен Ангел-хранитель города, который в своих  руках держит местночтимый образ Смоленской Божией Матери. Изображение ангелов в иконах  соборов святых достаточно традиционно, они включены в состав деисусных рядов, поддерживают ореол Славы Божией и иконы. Почти всегда ангелы безымянны, в редких случаях подписаны именами архангелов Михаила и Гавриила. На нашей иконе изображение сопровождено надписью на нимбе «ангел Господень», но при этом воспринимается местною церковью именно как ангел-хранитель. Такое восприятие согласно с православным богословско-догматическим учением о существовании ангелов-хранителей частных церквей или обществ.  
Смоленский образ Божией Матери принадлежит к иконографическому типу Одигитрия (Путеводительница) и по преданию Православной Церкви восходит к иконе, написанной евангелистом Лукой. Этот иконографический тип изображения Богородицы наиболее христоцентричен. Пречистая являет Богомладенца и указывает на него, напоминая о евангельских словах Иисуса: «Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14, 6) Расположением Путеводительницы в композиционном центре иконы передаётся смысл  и доминанта истории и церкви топоса.
В Византии особенно почитали эту икону Богородицы,  она считалась покровительницей Византийского государства. С заступничеством Пресвятой Богородицы связывали воинские победы, избавления от природных катаклизмов и эпидемий, ей воздавались почести, подобные триумфам римских императоров. История алексинского местночтимого чудотворного образа Смоленской Божией Матери  являет подобие древнему почитанию. С 1872 года в Алексине утвердился благочестивый обычай приносить местночтимый образ торжественным крестным ходом из Бунырево в город в день десятой пятницы по Пасхе. Этот крестный ход и связанные с ним торжества были приурочены в память об избавлении алексинцев от холеры и черной чумы. Явленная свыше милость через чудотворную икону Божией Матери спасла жизни множества людей от свирепствовавшего страшного морового поветрия… В 1946 году после длительных проволочек при настойчивых требованиях верующих было получено разрешение на открытие православного храма в Алексине. С того момента и до сегодняшнего дня образ Божией Матери пребывает в Свято-Успенском храме города Алексина.
К этой святыне земли алексинской в молитвенном обращении склонены фигуры святых. В их числе святители Московские –  митрополит Петр, митрополит Феогност, митрополит Алексий, митрополит Киприан. Далее –  священномученик иеромонах Кукша Печерский –  просветитель вятичей; князья московские  Даниил Александрович, Иоанн Данилович Калита, Димитрий Донской. Удельные князья – серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый Донской, Радонежский князь Андрей Владимирович Меньшой Донской; схимонах Александр Пересвет и схимонах Андрей Ослябя, уроженцы Любутска, исторически и географически связанного с Алексиным; преподобные Тимофей Анзерский Соловецкий, Авель Прорицатель, Парфений Киево-Печерский, родившиеся в Алексине и Алексинском уезде; блаженная старица Евфросиния, Христа ради юродивая. Святые в этом среднем регистре, также, как и в верхнем, изображены стоящими на облаках над панорамой Алексина, зримо являя образ небесных покровителей. Изображенные святые находятся в духовном, небесном мире, но неотъемлемо присутствуют и в земном, дольнем молитвенной помощью, плодами деяний, святыми мощами, благодарною памятью земляков. Значение наименования и образа небесных покровителей раскрывается из учения преподобного Максима Исповедника об универсуме. Невидимый духовный мир соединен с видимым материальным подобно соединению души и тела. «Мир умопостигаемый находится в чувственном, как душа в теле, а чувственный мир соединен с умопостигаемым,  как тело соединено с душой. И един мир, состоящий из них обоих, как один человек, состоящий из души и тела. Каждый из этих миров, сращенных в единении, не отвергает и не отрицает другого по закону Творца, соединившего их».
Большинство из изображенных святых включены в Собор Тульских святых. Это   священномученик Кукша Печерский; благоверные   Иоанн Данилович Калита, Димитрий Донской,  Владимир Андреевич Храбрый Донской,  Андрей Владимирович Меньшой Донской; преподобные Александр Пересвет и  Андрей Ослябя, Тимофей Анзерский Соловецкий, Авель Прорицатель, Парфений Киево-Печерский; блаженная старица Евфросиния, Христа ради юродивая. Из отсуствующих в Соборе Тульских святых в композицию  иконы добавлены святители митрополиты Московские Петр, Феогност, Алексий, Киприан и благоверный князь  Даниил Александрович. Основаниями для включения подвижника в число изображенных на иконе являются различные виды связанности с алексинской землей: рождение, управление и владение, прохождение какой-то части жизни в этом крае. Священномученик Кукша просветил христианской верой вятичей – первых славян, чей ареал обитания захватывал земли Алексина. Московские святители владели землями и управляли приходами Алексина. Алексин был частью удела благоверных князей. Для благоверного  Иоанна Даниловича Калиты (по утверждению архиепископа Максима), преподобных Александра Пересвета и  Андрея Осляби, Тимофея Анзерского Соловецкого, Авеля Прорицателя, Парфения Киево-Печерского Алексин и его земли явились  местом рождения.
Для написания образов алексинских святых использовались образцы из предшествующей традиции иконописания. Тем самым не только реализовывалась соборность иконописания, но и достигалось подобие подлинному облику святых, сохраненному в памятниках, близких по времени к их житию. Для образов святителей Петра и Алексия московских образцами послужили иконы Дионисия, созданные для Успенского собора Московского кремля и фрески Ферапонтова монастыря (нач. 16 в.). Для образов святителей Феогноста и Киприана московских – прориси священника Вячеслава Савиных и его супруги Натальи Шелягиной, исполненные для издания Московским Патриархатом «Минеи месячной» в 1977-1988гг. Это весьма авторитетный и заслуживающий доверия труд. «В качестве источников при выполнении рисунков использовались наиболее древние и почитаемые иконы, изучались и сопоставлялись все известные изображения святых, а также описания, относящиеся к конкретному святому, если его изображений не сохранилось». Для  образа святого благоверного Димитрия Донского –  икона, написанная для общецерковной канонизации 1988 года. Для  образа святого благоверного Даниила Москвского –  икона 80-х годов ХХ в.  письма архимандрита Зенона из Храма Святых отцов семи Вселенских соборов Свято-Данилова монастыря Москвы. Для образов священномученика Кукши и блаженной Евфросинии – икона 1996г. избранных тульских святых из местного ряда иконостаса тульского храма святителя Николая на Ржавце письма Бородиной О.Н. Для образа святого благоверного Иоанна Калиты – фреска 1547-1551гг. северо-западного столпа Благовещенского собора Московского кремля. Для образов преподобных Александра Пересвета и  Андрея Осляби – фрески 1949г. монахини Иулиании (Соколовой) Серапионовой палаты Собора Живоначальной Троицы Троице-Сергиевой Лавры. Для образа преподобного Парфения Киево-Печерского –  гравюра Ламерсье первой половины ХIХ в., «наиболее похожий портрет» по утверждению современной наиболее глубокой исследовательницы и почитательницы преподобного Парфения  И.М. Хрулевой. Для образов благоверных Владимира Андреевича Храброго,  Андрея Владимировича Меньшого, преподобных Тимофея Анзерского Соловецкого и Авеля Прорицателя  – икона Собора Тульских святых и подвижников благочестия, написанная В.Ф. Блиновым к установлению праздника в 1986 году.
Художественный стиль живописи нашей иконы  определялся  историческим контекстом жития святых небесных покровителей. Большинство из них жили в период ХIV – XVI вв. в Московской Руси. К тому же архитектура Старого Успенского Собора (1688г), где предполагается поместить настоящую икону, достаточно архаична и восходит к формам предшествующего периода. Соответственно, стиль живописи ориентирован на московские иконы  ХIV – XVI веков.
Написание иконы происходило в течение достаточно длительного периода и потребовало труда многих участников. В формировании замысла и композиции необходимо ещё раз отметить участие настоятеля Свято-Успенского храма города Алексина протоиерея Геннадия Степанова. Он не только определил перечень святых для изображения на иконе, но и обсуждал с иконописцами, предлагал, и в итоге утвердил вариант композиционного построения. В ходе написания он корректировал детали пейзажа и колорит. Живописные работы осуществлялись тремя иконописцами, распределившими между собой этапы  рисунка (Земцова Н.И., Земцов Ю.В., Щербакова А.В.), золочения (Щербакова А.В.), роскрыши, доличного и личного (Земцов Ю.В., Земцова Н.И), пейзажа нижнего регистра (Земцова Н.И., Земцов Ю.В.), подписывания, ассиста и покрытия олифой (Земцов Ю.В). Соборный характер создания настоящей иконы был увенчан участием правящего архипастыря Тульской епархии. Алексий Митрополит Тульский и Белевский благословил написание и совершил чин освящения образа святых небесных покровителей земли алексинской в престольный праздник Свято-Успенского собора города Алексина в 2009 году.
Помещенная в Свято-Успенский собор Алексина, икона его небесных покровителей существует в литургическом пространстве Церкви. Икона служит примером для назидания  и воспитания, оживления исторической памяти  прихожан, их молитвы возносятся к изображенным на иконе Пресвятой Троице, Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и святым.  К образам иконы обращаются при проведении занятий  церковной и краеведческой направленности  в воскресной школе прихода, общеобразовательных школ и техникумов города. Типографским способом были распечатаны репродукции иконы на деревянной основе, в качестве благословений они раздаются паломникам и гостям Свято-Успенского собора.
Для нашей мастерской труды над рассмотренной иконой явились опытом постижения соборного и канонического характера иконописи и, хотелось бы надеяться, этапом к написанию Собора Тульских святых, включающего святых, прославленных после установления  праздника в 1987 году.

 

Земцов Ю.В. к. филос.н., доц. каф. теологии ТулГУ