Храмовое благочестие Печать

Каждое богослужение святая Православная Церковь начинает прошением о приходящих в храм: "О святом храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу, помолимся". Эти слова побуждают человека, переступающего порог храма, настроиться на почтительное отношение к святому месту и должное поведение в Доме Божием. Вступая в эту особую область Божественного владения, где Господь безраздельно Царь и Хозяин, мы призваны, прежде всего, отрешиться от всего земного, всякого житейского попечения, чтобы с чистым сердцем и добрым намерением предаться духовному общению – молитве, быть услышанным и принятым Богом. Указывая на определенные правила поведения в храме, Церковь тем самым не стесняет, не угнетает или оскорбляет человека, наоборот, руководствуясь многовековой, благочестивой традицией, проявляет заботу о всяком приходящем с пользой для него. Правила просты и доступны для всех. Готовясь посетить храм, позаботьтесь о чистоте тела, одежды и обуви. Вы приглашены на пир веры, почтите Домовладыку своей благодарностью и признательностью. Ваш внешний вид должен соответствовать цели вашего посещения. Господь ждет вас и искренне рад вашему присутствию. Старайтесь прийти до начала богослужения, что бы не спеша подать поминальные записки (лучше загодя написать их дома), приобрести и поставить свечи, благоговейно приложиться к святым иконам и стать на удобное для себя место, не стесняя или отвлекая других прихожан. Ведите себя тише и скромнее и тем заслужите милость Божию. В храме принято сохранять тишину и излишне не разговаривать. Это место молитвы, а не пустых речей. Следите за собой. Не рассматривайте окружающих вас, а молитесь с искренним чувством. Если вы опоздали, не врывайтесь поспешно в храм. Тихо, спокойно войдите в него и постарайтесь, с осторожностью, не отвлекать внимание собравшихся на богослужение. Если в это время совершаются важные моменты церковной службы: чтение Евангелия, Апостола, Шестопсалмия, пение Херувимской песни, песнь Богородице, Великое славословие, Евхаристический канон и пр., повремените до их завершения, успеете поставить свечи и приложиться к иконам. Во время каждения священником храма, не мешайте ему, отступите немного назад и дайте ему пройти. При каждении народа слегка склоните голову. В праздничные дни, когда в храме много народа, не толкайтесь, будьте терпеливы, не оговаривайте рядом стоящих. Земные поклоны в этом случае не делаются. О поклонах следует знать, что они собой выражают приветствие, благодарность, прославление Бога. Будьте спокойны и твердо уверенны: ваши поминальные записки обязательно будут прочитаны и за каждое имя вынута частичка из просфоры, ваши свечи – это ваша жертва и символ вашего молитвенного горения перед Господом, Пресвятой Богородицей, святыми – уже приняты и оценены Богом. Ничего не будет для Него тайного или останется безответным. Крестное знамя всегда совершайте не спеша, при правильном сложении пальцев правой руки, и четким изображение на себе креста. После крестного знамения сделайте поклон. При совершении богослужений в православном храме традиционно принято стоять в знак нашего внимания, благоговения и предстояния перед Богом. В молитве участвует не только душа человека, но и его тело. Обоюдно, духовно и телесно, мы трудимся над своим совершенством. Положение тела при молитве бывает разным, в зависимости от проникновенности молитвы, глубины покаяния, состояния духа – молящийся стоит прямо, в том же положении со склоненной головой, в коленопреклоненном положении, лежа лицом в низ с распростертыми руками. В болезненном и ослабленном состоянии во время богослужения разрешается сесть и отдохнуть, но в важные моменты службы следует обязательно встать. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский: "Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах". Лучше всего вы поступите, когда наедине со священником вы решите все эти важные для себя вопросы и получите у него благословение.
В завершение, отметим: для общения с Богом нет никаких преград, единственной причиной разделения является только совершаемый человеком грех. Общее же замечание о храмовом благочестии высказано святым апостолом Павлом: "Все должно быть благопристойно и чинно" (1 Кор. 14,40).

Протоиерей Геннадий Степанов,

настоятель Свято-Успенского храма.