ИКОНЫ, КАК ДРЕВНЕЕ НАСЛЕДИЕ И СВИДЕТЕЛЬСТВО ВЕРЫ Печать

В последнее время оживился интерес к вопросу о почитании икон. В сектантской прессе цитируются выбранные места из Библии, где запрещается поклонение кумирам и рукотворным изображениям. Православных обвиняют в язычестве, Церковь называют Вавилоном. Многие жители нашего города, наверное, уже ознакомились с подобными "просветительскими" шедеврами, которые непрошенные гости щедро рассовали по почтовым ящикам, ловко миновав барьеры домофонов. Впрочем, подобные акции проходят не совсем бескорыстно: кое-где да промелькнет на последней полосе пухленькой многотиражке вкрадчивая просьба о "пожертвовании" на газету.
Насколько же справедливы эти обвинения православных в идолопоклонстве? Что же такое икона?

Прежде всего икона – это священное изображение. И поскольку ссылки наших "оппонентов" делаются в основном на Ветхий Завет, где впервые актуализируется тема почитания священных изображений и запрет на изготовление ложных и неправедных, то на примере двух мест книги Исхода и мы постараемся внести ясность в суть вопроса.
"Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…" (Исх. 20, 4-5). Заповедь ясно указывает на характер ложных изображений, она говорит о том, что нельзя поклоняться твари вместо Творца. Нельзя поклоняться языческим кумирам, которые "не суть бози". Это может касаться так же астрологии и магии, которые зачастую являются спутниками язычества. Заповедь запрещает неправедные изображения.
А теперь рассмотрим указания другие.  "Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец. И вылей для него четыре кольца золотых и утверди на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его, два кольца на другой стороне его. Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их золотом; и вложи шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их носить ковчег; в кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него. И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе. Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым" (Исх. 25, 10-22). Вот такое подробное руководство по изготовлению священного предмета и священного изображения: последнее отнюдь не является декоративным украшением.
В Православии священные изображения почитают, но не служат им. В Православии служат Богу. Главная суть иконы – это не материал, из которого она выполнена, а изображение образа Спасителя, Богородицы, Ангелов и святых. "Есть глубинная причина для почитания икон, - учит известный просветитель иеромонах Серафим Роуз, - о ней свидетельствует кондак праздника (Торжества Православия): "Неописанное (неограниченное) Слово Отчее из тебе, Богородице, воплощаем, описася (ограничися), и осквернившийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси (преобразив в первоначальный вид, дополнив Божественною красотою)." Именно потому, что Бог принял человеческую природу и восстановил ее первоначальное подобие Самому Себе, нам надлежит почитать образы Спасителя, Его Пречистой Матери и всех святых, в ком мы тоже видим восстановленный Божественный Образ." И вот мы почитаем иконы как откровение, как богословие в красках. Там Откровение полагалось в ковчег, выраженное буквами Писания, а здесь – в изображении, в красках.
Но вот, тактика меняется. Начинают говорить, что не надо делать изображения Спасителя, раз Он всегда рядом.
Рядом – не то слово. У верующего Христос в самом сердце. И именно поэтому он (верующий) и почитает дорогой его сердцу Образ. Если кто-то не чтит образ Христа или он ему неприятен – тогда, наверное, стоит задуматься, какой он христианин. Неслучайно, на VII Вселенском соборе (787 г.) определено отлучать таковых от Церкви (правило 9). Но объявление анафемы – это констатация факта: человек сам себя отлучает от любви Божией. Христианина не надо заставлять почитать Образ Божий.
Стоит заметить, что когда мы молимся, то призываем имя Божие. Но никому же не придет в голову думать, что мы призываем не Бога, что мы не Ему воздаем славу. "Славы ради имени Твоего, Господи!" – восклицает царь Давид. И как имя Божие не отделено от Бога, так и "честь, воздаваемая изображению переходит на первообраз." (преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры).
Но все ли изображения Спасителя и святых священны?
С первого же века Новозаветной эры христиане свидетельствуют о себе в окружающем их мире различными изображениями: христианской символикой и сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Выполненные со всевозможным вниманием и священным трепетом эти изображения красноречиво свидетельствуют о духовном опыте и христианской жизни верующих. Никакого сравнения с теми "комиксами", которые рисуют сектанты в своих лощеных журнальчиках! Изображения Спасителя и святых должны быть священны, но на деле это не всегда так. Поэтому Церковь выработала каноны, по которым выполняются священные изображения. Для всех иконописцев установлены правила поста и молитвы перед написанием иконы. Иконы являлась их духовным деланием, она была свидетелем их молитвенного подвига. Поэтому каждой иконе свойственно нечто особенное и неповторимое, нечто личное. Являясь как бы окном в духовный мир – а "не костылями молитвы", как утверждают некоторые – иконы побуждают нас к молитве, являясь не только изображением первообраза, не только богословием в красках, но и отпечатком живого молитвенного опыта. Намоленность иконы – это молитвенное единение всех молящихся когда либо перед ней, начиная с иконописца. "Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 16, 20) – говорит Господь Иисус Христос. Поэтому человек стоящий напротив иконы никогда не почувствует одиночества, потому что перед ним образ, являющий Первообраз в богословии красок, в молитвенном общении со всею Церковью благодатью Духа Святого. "И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился  во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе" (1 Тим. 3, 16).

Евгений