В ПАМЯТЬ ВЕЧНУЮ БУДЕТ ПРАВЕДНИК Печать

Свойство вечности память, как и жизнь, приобретает только в Боге. Человек бессмертен не по тому, что его помнят люди, а потому, что его помнит Бог. Эта память священна. Каждый день, за  богослужением, Православная Церковь чтит память святых. Тех, с которыми мы связаны узами духовной жизни в Боге, едиными по вере и конечному устремлению в Царство Небесное. Их воздействие на нашу жизнь так  велико, что их зримым присутствием  и молитвами  стоит в непоколебимости этот мир. Из бесчисленного сонма  святых особо выделяются мученики. Их величие в том, что они одно тело, один дух, одна жизнь со Христом. За Него пострадавшие и за Него пролившие свою кровь. И если сила Божия в немощи человеческой совершается, то свое исключительное воплощение она получает в подвиге мучеников.
Эта статья посвящается священномученику ИгнатиюБогоносцу, епископу Антиохийскому.
" Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царство Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их. " ( Мк. 10.13-16 )
Священное Писание сохранило для нас трогательный момент из детства Игнатия. Для назидания Своих учеников Господь указал на младенца и его образ сопоставил со Своим Царством.
" В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царствии Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. " ( Мф. 18.1-3 )
Вся последующая жизнь Игнатия проходила под особым руководством Самого Господа Иисуса Христа, в духовной дружбе с Его учениками-апостолами. Он был учеником святого апостола Иоанна Богослова и внимал речам святого апостола Петра. От святых апостолов воспринял он благодать епископства и поставлен на древнейшую кафедру Антиохийскую, которой управлял более 40 лет. В 106 году Антиохия насчитывала 200000 жителей, большинство из которых были христиане. Святитель Игнатий по высоте своей жизни обладал всеми добродетелями, какие только возможны для людей. Его любили, ценили за высокое служение Богу и ревностное попечение о устроении первохристианской Церкви. Имя святителя Антиохийского Игнатия стало известным не только всей Церкви, но и достигло пределов Рима. О нем говорили в окружении самого императора.
Римский император Траян, по оценке историков, был муж серьезного ума, поклонник филантропической философии, друг лучших людей своего времени, был искусным политиком. В государственных делах руководствовался благоразумием, но это-то благоразумие и побудило его санкционировать гонение против христиан. По своим религиозным воззрением он был язычником, причем крайне ревностным и искренним. Пошатнувшееся римское государство император Траян вознамерился укрепить языческой верой. Подозрительность и страх перед политическими заговорами побудили его издать указ против тайных обществ, что поставило христианство вне закона и  положило начало жестокого гонения.
Прибыв в Антиохию, император Траян пожелал лично допросить взятого под стражу епископа Игнатия. Траян обвинил епископа Игнатия в нарушении римских законов и побуждении к этому других, и в гневе назвал его злым демоном.  На это последовал решительный ответ епископа Игнатия, что Богоносец не может быть называем демоном, ибо демоны бегут от рабов Божиих. Что же значит это название – " Богоносец " ? – спросил Траян. Название   " Богоносец " – отвечал епископ, - означает человека, который носит Бога в своем сердце, и смело исповедовал свою веру во Христа. Император посмеялся над верой в распятого Христа и воздал честь языческим богам, приносящим ему победу над врагами. Епископ Игнатий оставался непреклонным и последними своими словами уничижил мнимую славу языческих божеств перед величием подвига Христа: " Да, я говорю о Том, Который распял на кресте мой грех вместе с виновником его…" Хитростью и различными уловками пытался император сломить святителя Игнатия. Наконец, был вынесен приговор и назначена казнь - быть съеденным зверями. Надлежало отправиться в Рим. Император понимал свое незавидное положение перед общепризнанным достоинством епископа Игнатия, а потому его решением было представить святителя Антиохийского как злейшего врага империи.
Радостно и с благодарностью к Богу, удостоившему его пострадать за веру, отправился скованный тяжелыми оковами, святитель Игнатий в свой последний путь.
Тягостное состояние сглаживалось радостным общением с братьями-христианами, которые приходили из разных мест повидаться с епископом Игнатием, поддержать его в этом испытании, принять от него благословение и утешиться пастырским наставлением. Видя их скорбь и скрытую надежду освободить его от предстоящего истязания, святитель Игнатий был встревожен опасением, что сами христиане из-за любви к нему помешают осуществлению его желания пострадать за Христа. В предупреждение подобной попытки святитель поспешил послать Римским христианам трогательное письмо:
" Господь дарует мне счастье увидеть вас… Я - узник за имя Христа и молю Бога, чтобы Он помог мне до конца воспринять жребий мой; но боюсь любви вашей… не мешайте мне любовью вашею….Оставьте меня быть снедью зверей… Я – пшеница Божия, я должен быть измолот зубами зверей, чтобы быть чистым хлебом Христовым…Простите мне, братия! Не мешайте мне получить жизнь, не желайте мне смерти! …Дайте мне увидеть чистый свет…Теперь пишу я, полный жизни, объятый желанием умереть за Христа…"
В то время, когда римляне упивались развратом и наслаждались зрелищем кровавых гладиаторских битв, и для большинства смысл человеческой жизнь заключался в двух словах - " хлеба и зрелищ ",  христиане с великим почтением  встречали шествие антиохийских узников. Последние минуты перед казнью были посвящены совместной усердной молитве о даровании мира Церкви и укреплении между верующими взаимной любви.
Совершив молитву и простившись с христианами, святитель Игнатий предал себя в руки воинов, которые повели его на казнь. Все это время он не переставал призывать имя Христа. На вопрос воинов, святитель Игнатий ответил: " Это имя у меня в сердце, потому и повторяют Его уста мои."
Собравшиеся в цирке люди с нетерпением ждали предстоящей драмы - казни почтенного старца. Тогдашний цирк нечего общего не имел с современным красочным и безобидным представлением. Это был жертвенник смерти и зрелищем не для слабонервных.
Привыкшие к человеческой крови, развращенные жестокостью люди стихли при появлении на арене маститого старца. С величественным спокойствием обратился святитель Игнатий к народу: "Знайте, не за злодеяния осужден я на смерть, но за веру в единого Бога моего, Которого люблю, и к Которому желаю идти…" Последние слова епископа Игнатия стихли в грозном рыке выпущенных голодных львов, которые в мгновение растерзали его тело. На удивление публики, среди остатков крупных костей, было обнаружено совершенно нетронутым сердце святителя, на котором четко означено было имя Христа.
Посмертные откровения утешили христиан о его молитвенном предстательстве пред Богом, Которому епископ Игнатий был верен при жизни и соединен узами любви. День его блаженной кончины записали в церковный календарь не просто для памяти последующих поколений христиан, а чтобы иметь всем нам молитвенное общение с совершенным подвижником и доблестным мучеником  Христовым.
Время не властно над подлинными ценностями. И к нам обращено слово святителя Игнатия, епископа Антиохийского,: " Любовь моя к вам не позволяет молчать, но побуждает меня писать вам и умолять вас следовать пути Господню. "