Главная Архив за 2010 год Номер за март 2010г. Православный церковный календарь
Православный церковный календарь Печать E-mail

(даты указаны по новому стилю, с пояснениями)

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы.


Явление Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии возвестило Ей, а в Ее лице всему человеческому роду, радостную весть о предстоящем быть рождении Спасителя мира. С этого момента человеческая история коренным образом изменяет свое содержание. Господь входит в неё человеческой плотью и становится ее неотъемлемой частью, определяя весь ход последующих событий. Ветхозаветные пророчества становятся реальностью и обетованное спасение даруется людям. Это день особого прославления Пресвятой Девы Марии.
С 11 апреля по 12 мая – период попразднства Светлого Христова Воскресения. Евангелие повествует, что в эти дни Господь Иисус Христос являлся своим ученикам, свидетельствуя о Своем Воскресении как о непреложном факте. Непросто было и самим ученикам принять эту благую весть. Преодолевая косность обыденного человеческого мышления, ученики восходили к постижению тайны Воскресения Христова, чтобы впоследствии самим стать ее проповедниками. Сам Господь указал на причины колебания в этой истине – маловерие и жестокосердие.
В это время особое значение придается воскресным дням, которые по воспоминаемым событиям именуются:


Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (11 апреля ).


Явление Христа своим ученикам по Воскресении имело совершенное отличие от прежнего общения с ними. Если раньше ученики воспринимали Его как Иисуса из Назарета, своего учителя, то теперь Господь является им в славе Своего Воскресения. Для апостола Фомы было мало слов других учеников о том, что они видели Воскресшего Господа, и он не поверил им. Не поверил, так как не счел их убедительными. Ученики не смогли раскрыть тайну Воскресения, потому что были духовно немощны, а апостол Фома ожидал большего. И когда Спаситель предстал пред ним в сиянии вечной жизни и славе Своего Воскресения, апостол Фома в радости воскликнул: " ГОСПОДЬ мой и БОГ мой ". Почему-то утвердилось мнение считать апостола Фому неверующим, что совершенно не соответствует действительности. На деле, из внимания упускается самое главное – свидетельство апостола Фомы о Христе: не как о человеке, пережившем смерть и возвращение к жизни, а как о ГОСПОДЕ и БОГЕ, победившем смерть и дарующем всем жизнь вечную.


13 апреля – Радоница. Поминовение усопших.

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (18 апреля ).


Следует указать прежде их имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные, о которых в Евангелии не сказано. А также – Иосиф Аримафейский и Никодим.
Кто были названные люди и в каком взаимоотношении они были с Господом Иисусом Христом. Некоторые приходились Ему родственниками, кто-то в числе близких и доверенных лиц, но большинство – грешники, тронутые Его любовью и получившие от Него прощения своих грехов. Возникает вопрос: по какому признаку они объединены в единое целое сообщество. Ответ прост. Его дает Сам Господь: "Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь." На основе своей глубочайшей любви и преданности Господу Иисусу Христу они утвердили с Ним самые тесные духовные связи, что сделало их богоподобными. Со Христом они разделяли все тяготы Его служения, радости и скорби, с Ним они прошли через страдания последних дней, с Ним сораспялись на кресте, с Ним умерли для греха и ожили в Воскресении Христовом. Потому все они стали первыми очевидцами и носителями, благовестниками радостной вести о Воскресении Христовом.
Промыслительно завершается перечень имен святых жен-мироносиц и святых мужей, а именно: " И ИНЫХ … " Что указывает на последующие поколения верных Христу, в том числе и на всех нас. Так что праздник святых жен-мироносиц – это торжество веры в сердцах,  преданных Господу.


Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (25 апреля ).


Проблема здоровья человека во все времена была одной из самых насущных. При жизни Христа тоже были слепые, хромые, сухие и прочие во всем многообразии недугов. В Евангелии этого дня сказано о том, как Господь совершенно исцелил парализованного человека. Это стало для самого больного наградой за 38-летний срок безропотного несения этого испытания. Скажут, где же был раньше Бог и к чему так жестоко мучить человека изо дня в день в течение всей сознательной жизни, где же и в чем справедливость. Прежде чем негодовать на Бога, честно спросим самих себя, мы сами всегда исполняем Его спасительную волю, направленную на исцеление человека от проклятия, греха и смерти. У евангельского больного была еще одна ошибка. Находясь возле благодатного источника, от которого люди получали исцеление, он как ни странно ожидал помощи от человека. Но в этом, преисполненном драматизма человеческом сообществе,   такого человека не обреталось. Образом человеческих недугов Евангелие указывает на более страшное состояние: слепые – те, которые не видят того, что и Кто перед их глазами; глухие – те, которые не слышат слово жизни их уст Божиих; иссохшие – те, в которых уже нет самой жизни из-за господства греха. Все ждут чего-то сверхъестественного, но не ищут Бога. И,  наконец, обессиленный в своих тщетных надеждах, больной дает право действовать Богу и получает исцеление. Евангелие учит нас согласованно жить жизнью Воскресшего Христа, не числом прожитых лет, но совершенством дарованной свыше благодати.


Неделя 5-я по Пасхе, о самарянине ( 2 мая ).


Могла ли женщина на Востоке, да еще по происхождению самарянка, а как известно с самарянами иудеи веками враждовали и не общались, предполагать о том, что Сам Спаситель будет вести с ней беседу о Божественных тайнах и благодатной жизни в Духе Святом. Даже ближайшие ученики об этом не помышляли, а в случае с этой женщиной – Господь предельно откровенно и подробно раскрывает Свое учение о совершенствах духовной жизни. Он желает усвоения человеком основ подлинной жизни: без Бога человек ничего не может, взаимоотношения человека с Творцом должны быть правдивы и доверительны, поклонение Богу и служение Ему должны стать основой всего. Скажут, слишком многого требует от нас Бог и что же тогда остается за человеком. Но если Царство Божие не водворится в нас, если Бог не воцарится в нашем уме и сердце, мы все и всё обрекаем на разрушение и погибель. Евангельское  повествование о беседе Христа с самарянкой завершается отрадным событием – весь народ той страны обратился ко Христу, как своему Спасителю, принял всем своим сердцем Его спасительное благовестие.


Неделя 6-я по Пасхе, о слепом ( 9 мая ).


Чудо, о котором идет речь в Евангелии, потрясло весь Иерусалим и всполошило первосвященников и старейшин иудейских, вызвав негодование в отношении действий Христа. Господь не просто исцелил человека от слепоты, но восполнил отсутствие органов зрения в слепорожденном. Чудо исцеления происходило одновременно с раскрытием и принятием личности Самого Христа. Для одних Христос так и остался камнем преткновения и объектом жестоких преследований и нападок, для уверовавших – Сыном Божиим и Спасителем мира.
В какой-то степени это Евангельское повествование и само торжество, которым завершаются дни попразднества Пасхи, отражают восприятие Воскресения Христова в человеческом сообществе. Господь на деле явил Свою всесовершенную любовь, Свое попечение о человеке, даровал духовное прозрение и разрешил последнее сомнение в колеблющихся, укрепил веру и надежду, утвердил любовь. Не оставил никого равнодушным к Своему Воскресению из мертвых, даже Своих недругов. Остается немногое – человеческое восприятие.