К 155-летию со дня кончины – 30 марта 2010 г.
Преподобный Парфений Киево-Печерский (1790–1855), в миру Пётр Иванович Краснопевцев, родился в селе Симонове Алексинского уезда Тульской губернии в семье церковного причетника. Духовная одаренность святого проявилась с юности. С 1819 года он становится послушником Киево-Печерской Лавры.
В 1824 году там же был пострижен в монахи с именем Пафнутий, а в 1830 году посвящён в сан иеромонаха. Главным в духовном становлении святого были совершенное незлобие, кротость и непрестанная Иисусова молитва.

В 1838 году пострижен в великую схиму с именем Парфений. С этого времени Иисусова молитва творится в сердце святого даже во сне. В трудные или переломные моменты жизни старцу Парфению являлись святые-покровители и Богородица, от которой отец Парфений получил объяснение великой схимы: «Схимничество есть – посвятить себя на молитву за весь мир». Духовная жизнь святого строилась на размышлении о тайне Воплощения и на созерцании единства Иисуса Христа и Богородицы в домостроительстве спасения и в искупительных страданиях.

Преподобный Парфений сложил несколько широко известных молитв ко Христу и Богородице. Он был духовником Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова), последние шестнадцать лет жизни ежедневно служил Литургию в его домовой церкви. Своим духовным детям заповедал борьбу со страстями, непрестанную молитву ради стяжания Святого Духа, ежедневное чтение Евангелия и Псалтири. Умер 25 марта 1855 года, в день Благовещенья. Широкое народное почитание старца Парфения началось сразу после его смерти. Память празднуется 17/30 марта. Имя преподобного Парфения значится в соборе Тульских святых и небесных покровителей земли Алексинской. В 2008 году издательством "Синтагма" выпущена книга И.М. Хрулевой о жизни, трудах и подвигах преподобного Парфения Киевского под названием "Благословенная Душа", которая вызвала живой читательский отклик.
ИЗ ДУХОВНЫХ НАСТАВЛЕНИЙ ПРЕПОДОБНОГО СТАРЦА ПАРФЕНИЯ
* * * Крайне опасно последовать своим мыслям и рассуждению в деле спасения. Наш ум – ограниченное око плоти, которое может только видеть и распределять дела внешние и вещественные; а пути высшие должны мы предавать Самому Богу через Отца нашего и Наставника и во всем следовать его рассуждению.
* * * Наша человеческая воля есть только пожелать доброго и изыскивать на то средства, а совершитель и делатель всякого доброго есть Бог, а злое – от нас.
* * *
Берегись осуждать ближнего, а чтобы не впасть в сие искушение языка, не присматривайся к чужим поступкам.
* * *
Человек всеми своими усилиями, без содействия Божия, не может располагать ни внешнею жизнию своею, ни состоянием души своей. Без Бога – ни до порога.
* * *
Нищелюбие и нестяжание великие сокровища уготовляют душе.
* * * Неизреченная польза проистекает от уединения, но с ним неразлучна должна быть молитва.
* * *
Гнев, тщеславие или высокоумие и осуждение ближнего отгоняют благодать Святаго Духа.
* * *
Чистоту телесную и мысленную можно стяжать только молитвою и устремлением ума к Богу; пришествие Святаго Духа попаляет и истребляет все страсти.
* * *
Хранение чистоты телесной должно сопровождаться хранением чистоты мысленной... |