Путь поста Печать

Пост, как и молитва, — важнейшая аскетическая форма духовной жизни. Практики физического воздержания помогают избавиться от власти глубоко укоренившихся привычек, нарастающих на нас и ожесточающих наши сердца на протяжении многих лет и даже целых поколений. …Цель поста — не измучить или разрушить тело, которое в христианстве неизменно уважается как «храм Божий» (1Кор. 3:16). Его цель — обновить всего человека, очистить его восприятие, сделать его более чутким как к внешнему миру, так и к «внутреннему царству» (Исаак Сирии, Гомилия, 2).
Пост — еще один способ перекинуть мост через пропасть, разделяющую небо и землю. Древние аскеты ставили пост очень высоко. С ними согласны и монашествующие нашего времени. Даже православные миряне стараются исполнять требования постов, на протяжении почти половины года воздерживаясь от молочной и мясной пищи.
Сама идея «поста» или «воздержания» в течение столетий потеряла свое значение — по крайней мере, положительное. В наше время эти термины используются в отрицательном смысле, как нечто противоположное здоровой диете или сбалансированным взаимоотношениям с миром. В посте видят чудачество или экстремальный протест против мира.  Однако раннехристианское и монашеское понимание этого термина — не просто иное, но совершенно противоположное. В Древней церкви пост означал, что мы не позволяем эгоистическим мирским ценностям отвлекать нас от важнейшего в наших отношениях с Богом, с миром и с другими людьми.
Пост включает в себя чувство свободы. Пост — способ не желать (или желать меньше) и признавать желания других. Более того, пост предполагает внимание. Внимательно следя за тем, что мы делаем, какую пищу принимаем и какими удобствами пользуемся, мы начинаем лучше понимать реальность страдания и ценность щедрости. В конечном счете, он ставит на первый план то, что действительно важно, помогает осознать истинные ценности, приучает к чуткости и ответственности.
Пост утверждает достоинство и ценность всего и всех. Он постепенно, шаг за шагом, очищает и возвышает наше духовное восприятие таким образом, что мы понимаем, где должно находиться сердце человеческое. Пост начинается как отрицание; однако, понимая, что должно отринуть, мы понимаем и то, за что необходимо держаться. Пост — средство не отвержения, но лучшего понимания мира, способ взглянуть на мир с иной, мистической или сакраментальной точки зрения. Это выражение сострадания и любви. Идея поста должна характеризовать и наши слова (молчание), и действия (милосердие), и наши отношения с другими (чистота). В духовной жизни жертвоприношение и служба — одно и то же. Пост ведет к одной цели — а именно, к встрече или тайне. Эту истину хорошо понимали мудрые древние обитатели египетской пустыни:
Авва Пимен (ум. 449) сказал: «Если взять троих, из коих первый достиг полного внутреннего мира, второй благодарит Бога в болезни, а третий с чистой душой исполняет служение свое — все они делают одно» (Изречения отцов-пустынников, Пимен, 29).
Поэтому молитва и пост в духовной жизни никогда не отделяются от деятельности и труда. Напротив: они освобождают нас, давая возможность свободнее служить ближним. На нас больше не давят необходимость и материальные условия: мы готовы к излиянию благодати Божьей, каким бы неожиданным оно для нас ни  стало. Более того: воспитание молитвой и постом ведет к смирению — мы уже не ставим себя в центр мира, но вовлекаемся в служение другим. Моральный кризис, связанный с экономической несправедливостью в современном мире, имеет глубоко духовный характер: он показывает нам, что в наших отношениях с Богом, людьми и материальным миром имеется какой-то зияющий провал.
Пост означает шествие по пути смирения, признание силы молитвы, сохранение ощущения чуда. Это признание, что Бог пребывает во всех и во всем; это оценка всего и всех в свете Бога. Мир духовный — обусловленный постом и молитвой — ни в коей мере не разъединен с миром «реальным»; скорее, «реальный» мир формируется миром духовным. Мы начинаем смотреть внимательнее и видеть больше, круг наших интересов расширяется, действия становятся более общезначимыми. Вместо того чтобы сужать жизнь до собственных мелочных забот, мы вспоминаем, что наше призвание — преобразить весь мир.
Пост… напоминает нам о чужом голоде в символической попытке идентифицировать себя (хотя бы ненадолго и отчасти) со страданием мира, дабы вместе с ним жаждать исцеления. Пост — суровое напоминание о том, что все, что мы делаем, идет ко благу или ко вреду других.
Таким образом, посредством поста мы признаем, что «Господня — земля»     (Пс. 23:1): она не находится в полной нашей собственности, не предназначена для того, чтобы мы властвовали над ней и бесконтрольно ее использовали. Ее плоды всегда необходимо делить с другими и с благодарностью возвращать Богу. В посте мы учимся отдавать, а не только бросать; соединяться, а не разъединяться; мы опрокидываем стены незнания и равнодушия к ближнему и к миру. Мы восстанавливаем изначальное видение мира, каким его задумал Бог, и различаем красоту мира, какой Бог создал ее. Мы переживаем освобождение от страсти и алчности. Пост вносит мощные коррективы в нашу культуру эгоистичных желаний и беззаботных трат.