При создании воспитательной система в нашей школе были организованы воспитательные центры, одним из которых стал клуб «Благовест» и театральная студия «Родник». Деятельность каждого воспитательного центра выявила приоритетные ценностные понятия, что позволило провести региональную педагогическую мастерскую на тему «Формирование ценностных ориентиров современной молодежи».
Пять лет назад, учась в 5-м классе, сегодняшние десятиклассники начали изучать Основы православной культуры факультативно. Восьмиклассниками они уже участвовали в олимпиаде поэтому предмету, конкурсе, посвященном памяти прп. Саввы Сторожевского, постановках к Рождеству и Пасхе. Тоесть духовная составляющая в воспитании и формировании ценностей была на протяжении всех 5 лет. Теперь это взрослые люди. А ведь их тяга к духовной жизни свидетельствует о том, что в каком-то смысле эти юноши и девушки люди незаурядные. Поэтому такими необходимыми стали для них клуб «Благовест» и театральная студия «Родник». Как же шла подготовка у нас в клубе «Благовест» к проведению педагогической мастерской? Была проведена анкета под названием «МОИ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ». Результаты анкетирования порадовали тем, что для большинства учащихся понятия «семья», «родственники», «дружба» незыблемы. А пункт анкеты «Я часто думаю о...» имело продолжение «..о будущем», «..о жизни и смерти», «..о Родине», «о продолжении учёбы». Я как учитель информатики, имея возможность выбора темы при разработке презентаций, выбрала тему «Русский крест». Ребята искали информацию о том, почему в России так стремительно падает рождаемость и растет смертность. Предварительное прочтение поэмы Н.Мельникова «Русский крест» позволило более глубоко взглянуть на будущее России. Я была очень рада, что учащиеся нашли сами истинную причину сего явления. «Богоотступничество, забвение заповедей и чрезмерное любление развлечений». Вот некоторые строки ученического проекта «Русский крест» (авторы уч-ся 10-а класса С. Иванов и В. Фомин), где о причинах низкой рождаемости читаем: « Рождаемость продолжала снижаться весь XX век. Предательство русским народом Православия не осталось безнаказанным, следствием этого стали голод, войны и репрессии, которые не вдохновляли советские семьи иметь помногу детей».»Планирование семьи связано с увеличением количества абортов. В старой России семью планировал Господь Бог. Младенцев, как правило, успевали окрестить. Над их матерями не довлел тяжкий грех. Современный человек отбросил все эти истины, как ветошь. Он не верит, что за убийство нерожденного ребенка придется отвечать перед Богом. В этом все проблемы». Причины сверхвысокой смертности тоже раскрыты, но есть и прогноз на будущее: «По прогнозам Федеральной службы государственной статистики, у демографической ситуации в России есть три пути - один оптимистический, другой средний, и третий пессимистический ... если ничего не делать или делать, как сегодня, мы будем терять по миллиону человек в год. Но каждый из нас надеется на лучшее….» Словами «Живи, Россия!» презентация завершилась. А далее, вспоминая тот факт, что в дореволюционной России семья не перекладывала полностью воспитание и образование на школу, да и воспитание отталкивалось от жития святых, мы предложили фрагмент жития святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских в исполнении православной театральной студии «Родник». Искренне и трогательно благодарили наших учащихся гости из разных школ Тульской области. Своевременно и важно вспомнить слова Патриарха Московского и всея России Кирилла: «Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю». И далее о христианстве: « Христианство - это вечная радость, но не нарочитая стодолларовая улыбка, а неоскудевающее радование о Господе и мире Божием. Вот эту радость мы и стараемся донести до детей. К сожалению, среди школьников нашего микрорайона не многие могут назвать себя христианином. Сомневающихся крещеных детей много и именно к ним, формально православным, мы и должны идти. Искушений на этом пути много: нет ничего более опасного для работы со школьниками, чем нравоучения и назидания. Но если дети увидят, и почувствуют, что мы обращаемся к ним с искренней любовью, открытым чувством, дружеской готовностью протянуть руку, и не имеем ничего общего со стремлением навязать наш собственный выбор другим людям, воздействуя на их свободный выбор и систему ценностей, вот тогда они нас услышат.
В.И. Гузь, учитель школы №9 |